22.04 - 4.05.2016

POP-UTOPIA

Галина Блейх и Елена Серебрякова – представили арт-проект POP-UTOPIA, который исследует тему «удела человеческого» в его футурологическом аспекте. «Поп-утопия» – это не только название выставки, но и новый термин, предложенный художниками как определение идеи антиутопии в эпоху массового сознания.

Как известно, 2016 год объявлен годом утопии: 500 лет назад английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию» – книгу о всеобщем счастье, прочно вошедшую в историю, как благодаря своему названию, так и идеям, в ней изложеннным. «Утопия» – манифест социальной мечты, вечная иллюзия – и предостережение. Еще в начале прошлого века Н.А. Бердяев писал: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос: как избежать их окончательного осуществления?»

Основанный на идеях постгуманизма и его разновидностей, проект POP-UTOPIA – это репортаж из будущего, перенаселенного неизменно счастливыми и бесконечно социализированными, обнуленными «постчеловеками», этакими REINCARNATION ZERO – продуктом автоэволюционного процесса развития человечества. Абсолютно самодостаточные, они не нуждаются более в предметной среде обитания, материальной культуре и опыте предыдущих поколений.

Постгуманисты обещают нам в ближайшем будущем с помощью передовых технологий избавить нас от страданий, физической боли и страхов, подарить бессмертие и идеальное, вечно молодое тело с расширенными физическими и интеллектуальными возможностями.

Ироничная и, на первый взгляд, оптимистичная экспозиция призвала задуматься о том, каким может оказаться этот «Дивный новый мир» (О. Хаксли). Лишившись рефлексивного сознания, исторической памяти, духовной традиции, веры и чувств, как сможет «постчеловек» по достоинству оценить столь великую и впечатляющую окончательную победу постгуманизма над человеческим? Ведь, как известно, все познается в сравнении…

Образы, населяющие созданный художниками мир, неожиданно подчинили себе традиционный классический интерьер галереи со сложной геометрией сводчатых потолков, арок и ниш.

«Помимо смыслового аспекта, в нашем арт-проекте заложен мощный ресурс экспансии – захват территорий с помощью расширяющейся реальности, заселяемой героями нашей поп-утопии. Мы создаем этот мир с использованием мультимедийных средств – трехмерной компьютерной графики, видео, крупноформатных принтов и постеров», – говорят художники.