23.09 - 12.11.2016

Связь

В своей работе «Естественная история» Плиний описывает Апеллеса как художника способного изобразить вещи невозможные для отображения, к примеру звук грома. Эта способность ухватывать, а затем воплощать подобные ощущения в художественные творения, вскоре стала частью классической концепции искусства. Центральное место в этом алхимическом процессе трансформации занимает художник. Выступая творцом, он балансирует между двумя объектами: естественным или правильнее – найденным с одной стороны, и созданным объектом или произведением искусства с другой.В работах Марии Кошенковой эта концепция играет заметную роль. Закончив факультет керамики и стекла в Академии Искусства и Дизайна в Санкт-Петербурге, художница вскоре отправляется к новым берегам, начиная в своих работах комбинировать стекло с другими материалами, такими как воск, дерево и другие. Деревянные доски, оконные рамы и веревки, найденные в заброшенных домах, переносят архитектурные воспоминания в ее скульптуры. Пересечение между двумя параллельными реальностями, прошлое, представленное найденным объектом, и настоящее, представленное добавленными стеклянными элементами, прослеживается в каждой ее работе. Более того все работы отображают саму художницу.
Дутье, резка и превращение стекла из твердого в жидкое и обратно требуют сильных физических усилий. Так что в некоторых больших работах мы можем прочесть движение тела художницы и его напряжение в моменты, когда она работала над ними.Непроницаемость и прозрачность — это два противоположных свойства стекла. В своих новых работах Мария Кошенкова делает упор на этих качествах. Начав с архитектурных воспоминаний, вызываемых заброшенными строительными материалами, она концентрируется на двух типах объектов: оконные рамы и веревки.
Создавая веревки из стекла, что само по себе кажется невозможным из-за свойств материала, она создает нечто, на первый взгляд мягкое, но при этом прочное и способное связывать. Приглядевшись, становится понятно, что использованный материал – стекло, а значит бьющийся и очень хрупкий. Это противоречие между концепцией и испытываемыми ощущениями перемещает нас между двумя временными сферами. Потерянного прошлого, которое представлено в форме скульптуры, и “реального-настоящего”, представленного качествами использованных материалов.

Борис Манер